Как люди военные оценивают итоги года? Что для них было позитивом, а что негативом, что запомнилось? Что мы, как страна, можем занести себе в актив, за что стоит себя покритиковать? Верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья генерал-полковник казачьих войск Валерий Камшилов любезно согласился поделиться с Царьградом своими ответами на эти вопросы.
Царьград: Вы вообще не боитесь критиковать происходящее?
Валерий Камшилов: Покритиковать… не знаешь, что за это прилетит, но страшней смерти для меня быть не может, к ней и то привыкаю как участник четырёх локальных войн. Югославия, Приднестровье, Абхазия… ну и дальше, сами знаете.
– Вы – верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья, можно сказать, организации – преемницы Союза Казачьих войск 1917 года, после революции. Мы знаем, что казаки, русские и украинцы долгое время налаживали отношения, ездили друг к другу в гости. А потом – вот эта война. Как, по-вашему, она была неизбежна?
– Ох... Дожили до того, что славяне убивают славян. Этого не должно быть. Стравили нас, они давно готовились. Украинцы воевали в Приднестровье, УНА-УНСО* эта, запрещённая организация. Были и в Крыму, откуда мы не уходили все эти годы, общались. Всё это мы проходили. И на фоне этого – СВО. Немного режет. В гражданскую войну белое движение не награждало своих бойцов медалями, орденами. Только за участие, допустим, в Ледовом походе. А сейчас славяне убивают друг друга. Этого не должно было быть.
Валерий Камшилов. Фото: ТГ-канал @ruskline_ru
– Что вы отметили бы за 2025 год – наступления, прорывы?
– Конечно, впечатляющая операция была в Курске, по трубе. Но огорчает, что идёт параллельно по телевидению какая-то гульба. Это несовместимо. Ребята молодцы, которые воюют. Вся страна им помогает, от бабушек и дедушек до тех, кто носки вяжет, последнее отдаёт. Это все мы участвуем. Но очень уж долго затянулось всё это. Я вот так вот мыслю: неужели мы будем воевать больше, чем в Великую Отечественную войну? Не хватает уже всего одного месяца. О злоупотреблениях "в верхах" слышим, и возникает вопрос, неужели они так и будут продолжаться?.. А так, что можно сказать? Ребята молодцы, воюют. Особенно в Курске. Недавно побывал в расположении одного соединения, в госпитале. Полевой госпиталь – это первая ленточка. Вот в этом госпитале оказался мой брат, с которым мы вместе воевали ещё в 1992 году в Абхазии, он начальник этого госпиталя. И батюшка, который окормляет, тоже там был. То есть ребята все – молодцы, и население – молодцы, все понимают, но вот надо пожёстче всё-таки быть нашему руководству.
– Да, мы все помним суды, которые прошли над верхушкой Минобороны.
– Но ведь они до конца не доведены. Иванов, говорят, вообще скоро выйдет и другие выйдут. А за батон хлеба, украденный в магазине человеком, которому есть нечего, его посадят. Вот здесь идеология разнится.
– Давайте ещё поговорим о роли казачества в спецоперации. Как вы оценили бы, объективно только, вклад казаков на пути к Победе?
– Большой вклад, просто отличный. Я написал президенту письмо с начала СВО, что надо объединять общественных и реестровых казаков. Он на это отреагировал. Но опять подчинённые до конца это не довели. Вклад был сделан большой добровольцами. Мои друзья, с кем я воевал в Боснии, в Югославии – им уже под 70 лет, – так вот они находятся на ленточке, на передке. Не штурмовиками, конечно, но несут свою ношу, и этот фактор является объединяющим для нас, но его надо довести до конца, не останавливаться, потому что общественники всё ещё остаются в стороне.
Казаки на СВО. Скриншот видео: ТГ-канал @cossack_pika
– А с чем сегодня вы хотели бы обратиться к Верховному? Или к министру обороны? Чего не хватает, что можно было с вашим опытом привнести в боевые действия?
– Конечно, слово "СВО" объясняется тем, что так нужно, наверное, государству. Однако, конечно, мы понимаем, что идёт война против России, в прямом смысле. Народ в Великую Отечественную войну был мобилизован весь. Никаких гулянок не было. Были выступления певиц на фронте, на передней линии. Я как атаман сейчас занимаюсь проектом, чтобы это показать, что вот такое поведение общества, как сейчас, является недостойным. Допустим, вот эти украшения, миллионы рублей на ёлки. Ну – ёлку одну поставить, но города ведь украсили вообще с ног до головы. Лучше эти деньги бы отправили на СВО. И постоянно идёт сбор денег на какие-то разные нужды, не связанные с фронтом. Почему так? Вот что мне непонятно. Так не должно быть.
– Как будто в двух разных странах живём: одна воюет, другая веселится.
– Совершенно правильно. Надо людям показать, что мы в таком обществе не должны жить.
– Сейчас идут переговоры. Один план, другой, третий. Как думаете, когда можно будет сказать, что мы победили? После каких событий?
– Я считаю, точку мы должны поставить, когда освободим территории, намеченные нашим Верховным главнокомандующим. Вот тогда. Переговоры пройдут, несколько часов, и опять пойдёт стрельба. Так этому конца и края не будет. А то – дождёмся, что этот конфликт будет длиться больше, чем Великая Отечественная война. Это от души говорю.


















































