Взгляд из Приднестровья на ситуацию в приграничье, Кишинёве и Тирасполе
В российском медиапространстве Приднестровский конфликт остаётся малоизвестным широкому кругу читателей - в отличие, например, от событий в Чечне. Между тем именно Приднестровье стало ареной первого вооружённого столкновения на постсоветском пространстве.
Регион оказался своеобразным антифашистским форпостом: сохранив символику МССР, административную систему и языковую политику, он фактически никогда не выходил из состава СССР - ни ментально, ни организационно.
Предпосылки конфликта начали формироваться ещё до распада Советского Союза. В 1989 году в Кишинёве был принят скандальный закон о функционировании языков, согласно которому молдавский язык на латинице становился главным языком общения. Формально закон не содержал прямой дискриминации, но его цель была в создании юридической базы для постепенного вытеснения русского языка из общественной жизни. Этот документ, что парадоксально, до сих пор в силе, хотя Конституционный суд Молдовы признал его устаревшим, поскольку он ссылается на несуществующее ныне государство - МССР.
Языковой закон 1989 года: скрытая этническая сегрегация
Наиболее острой мерой стало именно насильственное внедрение латиницы, что вызвало волну протеста на левобережье Днестра. Националистически ориентированное руководство в Кишинёве приняло жёсткий курс: русскоязычные специалисты начали массово увольняться, их места занимали «национальные кадры» - зачастую без квалификации и опыта. Ключевым критерием при назначении стала не профессиональная пригодность, а этническая принадлежность.
Большинство таких русскоязычных промышленных коллективов находилось именно в Приднестровье - в регионе с высокотехнологичным производственным потенциалом, критически важным для экономики.
С приближением распада СССР ситуация начала стремительно обостряться. Националисты сформировали «Народный фронт» и устраивали акции, требуя объединения с Румынией. Митинги часто перерастали в стычки с тогда ещё советской милицией.

Кульминацией напряжения стало 10 ноября 1989 года - толпа радикалов попыталась поджечь здание МВД в Кишинёве вместе с находившимися там сотрудниками. Лишь отряд ОМОНа МССР смог предотвратить захват здания, оружейной комнаты и архивов.
Эти события активно отслеживались жителями Приднестровья, большинство которых выступало против насильственной румынизации и стремилось сохранить свои рабочие места, культурную и языковую идентичность. В Тирасполе начали выходить независимые газеты «Бастующий Тирасполь» и «Трудовой Тирасполь». Уже 3-4 ноября 1989 года на второй конференции Объединённого совета трудовых коллективов (ОСТК) было предложено создание автономии региона. 4 ноября трудовые коллективы приняли резолюцию о проведении референдума по вопросу автономии до XIV сессии Верховного Совета МССР.
Политическое избиение
Переломной датой стало 20 мая 1990 года: сторонники «Народного фронта» Молдовы сорвали митинг женщин-матерей, избили более 20 депутатов, преимущественно представлявших Приднестровье. Среди пострадавших - Игорь Смирнов, Валентин Рыляков, Павел Заложков, а также деятели интердвижения из Кишинёва, впоследствии бежавшие в Приднестровье.
С этого момента стало очевидно: руководство Молдовы выбрало курс на политическую эскалацию. Особо стоит подчеркнуть, что молдавские власти препятствовали проведению общесоюзного референдума о сохранении СССР. В результате голосование прошло только на территории воинских частей и в Приднестровье, где за сохранение Союза проголосовало 97% населения.
До 1994 года у Молдовы не существовало полноценной правовой конструкции. Единственным основным документом оставалась Декларация о независимости, в которой Молдова провозглашалась «вторым румынским государством». До принятия Конституции в 1994 году использовались румынские флаг и гимн.
В объятиях Румынии
В «Декларации о независимости» Республики Молдова было осуждено подписание Пакта Молотова - Риббентропа, в результате которого 28 июня 1940 года была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика.
Тем самым Молдова, по сути, сама отказалась от Приднестровья, поскольку этот регион никогда ранее не входил в состав исторической Молдовы.
Боевые действия, начатые Кишинёвом в 1992 году, априори носили нелегитимный характер. Возникает вопрос: о каком восстановлении «конституционного порядка» мог говорить тогдашний президент Мирча Снегур, если на момент конфликта советская правовая система уже не действовала, а полноценная правовая конструкция новой Республики Молдова ещё не была создана? По своей сути, Молдова в 1992 году представляла собой не самостоятельного игрока, а прокси-структуру Румынии.
Война 1992 года: нелегитимная и прокси-ориентированная
Бухарест активно поддерживал молдавскую армию, поставляя оружие, технику и снаряжение. Также были зафиксированы случаи участия румынских наёмников на стороне Кишинёва. При этом действия румын координировались с западными спецслужбами.
Третьей стороной выступала Украина.

С одной стороны, при молчаливом согласии Киева молдавские спецслужбы проводили задержания руководителей ПМР на украинской территории. С другой - украинские националисты, в частности отряды УНА-УНСО (экстремистская организация, запрещённая на территории РФ), принимали участие в боевых действиях на стороне Приднестровья. Их действия координировались украинскими спецслужбами, поскольку у Киева был собственный интерес: в условиях хаоса он рассчитывал на возможность включения региона в состав Украины.
В Верховном Совете ПМР тогда даже имелись депутаты, лоббировавшие подобную повестку. Объёмы вывезенного из региона оружия украинскими формированиями до сих пор не поддаются точной оценке.
Боевые действия в 1992 году охватили несколько районов республики. Основная цель противника заключалась в попытке разрезать Приднестровье на части, однако этот план реализовать не удалось. Подразделения 14-й армии, расквартированные в Тирасполе и Бендерах, долгое время сохраняли нейтралитет. Ситуация изменилась после нападения кишинёвского отряда полиции особого назначения (ОПОН) на российскую воинскую часть в селе Кочиеры. Только благодаря действиям приднестровских гвардейцев и казаков удалось защитить военных и их семьи.
Конфликт продолжался около пяти месяцев. Молдавская армия не достигла ощутимых успехов. Мотивация среди солдат оставалась низкой, признаки ярко выраженного межэтнического конфликта отсутствовали. На стороне ПМР воевали представители разных национальностей, включая значительное число молдаван. В то же время в рядах кишинёвской армии были русскоязычные граждане, оказавшиеся втянутыми в этот внутренний конфликт. Дезертирство приобрело массовый характер.
Эскалация боевых действий была остановлена вводом миротворческого контингента Российской Федерации. Прибытие генерала Александра Лебедя показало, что продолжение агрессии со стороны Молдовы может иметь крайне тяжёлые последствия.
В Москве были подписаны мирные соглашения между сторонами конфликта. Была сформирована пятисторонняя комиссия с участием России, Молдовы, Украины, ЕС и США (в качестве наблюдателей).
Роль России и начало миротворческой фазы
В настоящее время на территории Приднестровья размещены силы ОГРВ - Оперативной группы российских войск - численностью около 1500 человек. Из них порядка 400 человек входят в состав миротворческого контингента, остальные охраняют склады вооружения в селе Колбасна - одном из крупнейших арсеналов, унаследованных от бывшей 14-й армии, куда после распада СССР свозили оружие и боеприпасы стран Варшавского договора.
По оценкам экспертов, только стрелкового оружия в этом хранилище достаточно, чтобы вооружить несколько полноценных армейских корпусов.
Склады расположены всего в 1,7 км от украинской границы и, начиная с 2014 года, представляют интерес для украинских и молдавских спецслужб. С началом специальной военной операции РФ в районе арсенала фиксировались перестрелки с украинскими диверсионно-разведывательными группами, о чём в официальных источниках практически не сообщалось. Зафиксированы также попытки проведения диверсий.

Так, в мае 2023 года было совершено нападение на здание МГБ ПМР с использованием гранатомётов. Также была предотвращена попытка теракта с применением заминированного автомобиля - группа диверсантов была задержана. С 2014 года Приднестровье остаётся своеобразным «козырем» в руках Киева. Неоднократно звучали сигналы о возможности ввода ВСУ на территорию региона.
СВО и эскалация конфликта в Приднестровье
Ситуация вокруг Приднестровья начала обостряться сразу после начала СВО. Уже в 2023 году украинские спецслужбы организовали ряд информационных операций, направленных на дестабилизацию региона. В соцсетях активно распространялись слухи о подготовке наступления ВСУ. Параллельно неизвестные обзванивали приднестровские школы с сообщениями о минировании - следы вели на Украину. Молдавские спецслужбы тоже отметились: ими был завербован житель ПМР, атаковавший военкомат в Бендерах.
На протяжении многих лет серьёзной эскалации удавалось избежать благодаря энергетической зависимости Молдовы от Приднестровья. Кишинёв закупал электроэнергию у Молдавской ГРЭС, работающей на российском газе. Этот газ поступал через территорию Украины. Но с 1 января 2025 года контракт на транзит с «Газпромом» не был продлён. Это вызвало энергетический кризис, в первую очередь ударивший по Приднестровью.
В условиях отсутствия газа население региона замерзало. Кризис был частично стабилизирован, но промышленные предприятия региона простаивают - топлива недостаточно. Весь газ теперь контролирует Молдова, и это уже стратегическое преимущество.
Также следует отметить слабую готовность молдавской армии к военным действиям. Вооружение и подготовка оставляют желать лучшего, но главное - это морально-психологический барьер. Между населением Молдовы и Приднестровья нет вражды. Конфликт 1992 года не перерос в возобновлённую войну.
Тем не менее, на данный момент единственным сдерживающим фактором остаётся страх перед ответом России. Особенно - на фоне текущих военных успехов РФ. У Молдовы нет систем ПВО, а потому в Кишинёве серьёзно рассматривают использование ВСУ как «прокси-силы».
В геополитическом и электоральном смысле Приднестровье для Санду и её кураторов - проблема. Это около 400 тысяч голосов против курса румынизации и евроинтеграции.
Осенью 2025 года в Молдове состоятся парламентские выборы, и правящая ПДС может лишиться власти. Это повышает вероятность провокаций.
Бендеры - тактический объект для захвата
С точки зрения Кишинёва наиболее логичным шагом в случае конфликта выглядит попытка захвата Бендер - города на правом берегу Днестра. Там действуют молдавская полиция и тюрьмы - инфраструктура, на которую можно опереться при силовом сценарии.
Также в селе Варница, которое находится под контролем Молдовы, расположен микрорайон Северный города Бендеры. Он не имеет прямой связи с остальной частью города, но в нём действует приднестровская милиция. Всё это находится в зоне ответственности военного коменданта города Бендеры от Российской Федерации. Для неискушённого читателя в России такие нюансы могут показаться запутанными, но именно такова сложная реальность нашего региона.

Микрорайон Северный может стать одной из потенциальных точек провокации. Учитывая его особое положение и административную раздробленность, риск подобных сценариев резко возрастает.
Со стороны Украины наибольшая угроза может исходить из района Ближнего Хутора - это практически единственная точка, где ВСУ может попытаться закрепиться вблизи Тирасполя. Попытки захвата складов в селе Колбасна обречены на провал: ещё в начале СВО они были заминированы. Однако вероятность провокационного подрыва самими украинскими силами исключать нельзя.
С военной точки зрения прямое нападение Украины на Приднестровье не несёт киевскому режиму стратегической выгоды. Даже в случае временной оккупации территорию формально придётся передавать Молдове. Поэтому характер возможного удара будет скорее террористическим - с целью нанести урон по российским военнослужащим и мирному населению там, где России сложнее всего будет оказать немедленную помощь.
Ситуация в вооружённых силах Приднестровья также далека от идеальной. Чувствуется нехватка личного состава. После начала энергетического кризиса регион покинули тысячи людей. Боевая подготовка ведётся, но во многом формально: нехватка квалифицированных инструкторов ощущается остро, а в ряде случаев их просто нет.
В обществе зреет тревожный вопрос: а придёт ли Россия?
В этом сомнении людям активно «помогают» пропагандистские вбросы из Кишинёва и Киева. Но, несмотря ни на что, население Приднестровья продолжает надеяться на чёткую позицию Москвы. В условиях полной информационной и геополитической блокады психологическая поддержка со стороны России становится не просто важной, а жизненно необходимой.