Сербская газета "Политика" опубликовала материал, посвященный Молдове. Колумнист Боян Билбия написал о том, что Брюссель отказывается от идеи, что страны-кандидаты войдут одновременно в Европейский союз, - это стало ясно и по последним заявлениям европейских чиновников, которые уже и не скрывают такую позицию, несмотря на разные обещания, ожидания и надежды отдельных государств.
Для многих из них полноправное членство в ЕС выглядит как недостижимая цель, отмечает автор.
Европейская комиссар по вопросам расширения Марта Кос, выступая на Бледском стратегическом форуме в рамках панели о расширении ЕС, заявила, что Черногория к 2028 году может стать следующей страной-членом, а Албания - уже в 2029 году.
«Мы продвигаемся с Черногорией, и возможно, что если в 2026 году мы завершим техническую часть переговоров, то в 2028-м она станет 28-м членом ЕС», - сказала Кос, подогрев надежды Албании на присоединение в 2029 году.
При этом она в своём выступлении обошла стороной конкретные перспективы остальных кандидатов - Северной Македонии, Боснии и Герцеговины, а о «отпавшей» Грузии или непризнанной Приштине и вовсе не упомянула. Очевидно, что и Белград не может рассчитывать на вступление в ближайшей волне. По крайней мере, пока не изменит свою позицию по вопросу территориальной целостности и государственного суверенитета в Косово и Метохии, учитывая, что этот вопрос уже стал частью официальной европейской платформы через адаптацию главы 35 в соответствии с так называемым франко-немецким планом.
Из Белграда неоднократно заявляли, что смена политики неприемлема, и это подтверждают все исследования: именно по этому вопросу поддержка вступления Сербии в ЕС среди граждан резко падает.
Сейчас больше всего внимания привлекают возможные европейские перспективы двух стран бывшего СССР - Украины и Молдовы. Марта Кос также упомянула их в Бледе, но не так, как того ждали в Киеве и Кишинёве, то есть не в контексте Черногории и Албании, что стало большим разочарованием для граждан этих бывших советских республик.
Она, правда, похвалила их за то, что они «сделали всё необходимое», но о конкретных перспективах речи не шло - этим займутся позже министры ЕС в Копенгагене. Если в случае Украины понятно, что говорить о членстве бессмысленно, пока идут военные действия и мир остаётся неопределённым, то теперь выглядит так, что и для Молдовы цель отодвигается всё дальше и никакой «осязаемой» перспективы нет.
Этот вопрос особенно чувствителен накануне парламентских выборов в Молдове 28 сентября, где для правящей проевропейской группы во главе с президентом Санду было бы крайне важно, чтобы Брюссель обозначил конкретную дату вступления. Но этого не произошло. Сейчас идёт ежедневная предвыборная активность европейских чиновников в Кишинёве, и молдаване ожидали, что до 28 сентября им сообщат год присоединения. Будь то 2035-й или какой-то другой - теперь это остаётся совершенно туманным вопросом, ведь никто, даже профильный комиссар Марта Кос, конкретно не упомянула дату. Поэтому особенно показательно, что она чётко обозначила 2028 год для Черногории и 2029-й для Албании. Но Молдовы, как и Украины, в этом списке нет.
Если ситуация с Черногорией достаточно ясна (эту страну и раньше называли самым серьёзным кандидатом), то куда больше сомнений вызывает потенциальный приём Албании - государства с множеством проблем. Даже если оставить в стороне постоянные обвинения в том, что Албания является благодатной почвой для террористических и криминальных группировок, остаётся вопрос развития и достижения европейских стандартов не только в сфере верховенства права, но и по социальным и экономическим показателям. Например, минимальная зарплата в Албании составляет всего 408 евро брутто - вероятно, это самый низкий показатель в Европе. В Черногории она уже 670, а в Северной Македонии приближается к 600 евро. В Сербии - значительно выше.
Поэтому накануне ключевых парламентских выборов это очень плохой сигнал для Молдовы: даже Албания «получила дату», а Кишинёв, несмотря на все похвалы из Брюсселя, нет. Все обещания «светлого европейского будущего» разбиваются о факт, что дату для Молдовы никто серьёзно не называет. Причина, вероятно, кроется в наличии у Молдовы проблемы с непризнанной территорией - Приднестровьем. В ЕС не может вступить страна, имеющая нерешённый территориальный спор, кроме как в случае, если Кишинёв неожиданно решит признать независимость отколовшейся территории. В противном случае у Молдовы не останется других вариантов, кроме как пытаться реинтегрировать регион силой.
Текущая позиция Молдовы создаёт новый прецедент и невольно вызывает параллели с Сербией и вопрос двойных стандартов. Как объяснить, что для Молдовы действует один принцип, а для Сербии - другой? Поэтому, по всей видимости, несмотря на разные обещания и предстоящие «дискуссии министров ЕС», вступление Молдовы останется несбыточной мечтой.
Еще больше новостей - в Телеграм-канале!
Читайте также:
Агитаторы ПАС лишают рабочий люд Молдовы обедов: Пасовцы не понимают, почему на встречи с ними людей сгоняют силой
Руководство правящей у нас партии действует в худших традициях советской партноменклатуры (далее...)
Выборы превратились в охоту на людей: Полиция Молдовы стала «голосом запугивания» и расправы ПАС
Каждая наклейка «Nu te juca cu votul» становится призывов голосовать против PAS (далее...)
Италия - идеальное место для фальсификации выборов в Молдове: "Неиспользованными окажутся примерно 300 тысяч бюллетеней, переставляете, какие возможности для вброса?!"
Бывший министр экономики Александр Муравский пришел к такому выводу, сделав необходимые подсчеты (далее...)