Молдавский «ремонт» мостов на границе с Приднестровьем как инструмент ограничения свободы передвижения
Недавнее заявление властей Молдовы о ремонте семи мостов, шесть из которых граничат с Приднестровьем, вызывает серьёзные сомнения. Отсутствуют данные о технической необходимости, экономической целесообразности и организационной реализуемости проекта. Международная практика требует предварительного анализа (feasibility study), включая оценку технических, правовых и гуманитарных последствий. Однако Кишинёв не представил ни проектной документации, ни инженерных обоснований.
Особую тревогу вызывает намерение провести работы одновременно на шести мостах в Зоне безопасности — это масштабный и дорогостоящий проект, реализация которого в текущих условиях выглядит маловероятной. Подобные действия должны быть согласованы и осуществляться совместно с техническими специалистами обеих сторон, как это было при ремонте моста между Бычком и Гура-Быкулуй в 2017 году, оформленного Протокольным решением и согласованного в рамках Объединённой Контрольной Комиссии.
Односторонние действия Молдовы нарушают режим Зоны безопасности и положения Протокола № 828 ОКК от 13.01.2017 г., запрещающего создание препятствий свободному передвижению. Также игнорируются требования о выезде военных наблюдателей при строительстве фортификационных объектов (Протокол № 700 от 20.05.2010 г.).
Фактически уже на двух мостах (Бычок – Гура-Быкулуй и Рыбница–Резина) дорожное полотно сужено из-за «ремонтов». Эти действия создают напряжённость и воспринимаются как провокация, направленная на ограничение свободы передвижения жителей, что нарушает международно-правовые нормы и носит недопустимый характер.